Понедельник, 29.04.2024, 00:51
Приветствую Вас, Гость

Образовательная область «Речевое развитие»

 

Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа

Задачи речевого развития в соответствии с ФГОС ДО:

  1. Овладение речью как средством общения;
  2. Обогащение активного словаря;
  3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  4. Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  5. Развитие речевого творчества;
  6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Основные направления работы:

  1. Развитие словаря: освоение значения слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение
  2. Воспитание звуковой культуры речи – развитие восприятия звуков родной речи и произношения
  3. Формирование грамматического строя речи:
  • морфология (изменение слов по родам, числам, падежам);
  • синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений);
  • словообразование
  1. Развитие связной речи:
  • диалогическая (разговорная) речь;
  • монологическая речь (рассказывание)
  1. Воспитание любви и интереса к художественному слову
  2. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и слова, нахождение места звука в слове)

Принципы развития речи:

  • Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития
  • Принцип развития языкового чутья
  • Принцип формирования элементарного осознания явлений
  • Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи
  • Принцип обогащения мотивации речевой деятельности
  • Принцип обеспечения активной языковой практики

Средства развития речи:

  • Общение взрослых и детей;
  • Культурная языковая среда;
  • Обучение родной речи в процессе организованной образовательной деятельности
  • Художественная литература;
  • Изобразительное искусство, музыка, театр;
  • Непосредственно образовательная деятельность по другим разделам Программы

 

Развитие речевого слуха

 

 Направления и задачи работы по воспитанию звуковой культуры речи:

1. Формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения:

      • развитие речевого слуха;
      • развитие речевого дыхания;
      • развитие моторики артикуляционного аппарата.

2. Выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом.

3. Воспитание культуры речевого общения как части этикета.

4. Формирование выразительности речи – развитие умения пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.

Причины нарушений в звукопроизношении:

В зависимости от причины нарушений:

Органические – прирожденные и приобретенные в результате травмы, заболевания, изменения центрального отдела нервной системы, связанного с речевой функцией;

Функциональные – когда нет изменений анатомических структур или тяжелых болезненных процессов в речевых органах и в отделах центральной нервной системы.

В зависимости от локализации нарушений:

Центральные – поражение какого-либо отдела центральной нервной системы;

Периферические – повреждение или врожденная аномалия периферического органа или нерва.

Содержание работы

В младшем возрасте:

  • преодоление общей смягченности произношения;
  • воспитание правильной артикуляции и правильного произношения гласных звуков а, у, и, о, э;
  • уточнение и закрепление произношения согласных звуков п, б, т, д, н, к, г, ф, свистящих с, з, ц;
  • развитие речевого дыхания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата;
  • подготовка артикуляционного аппарата к произношению шипящих и сонорных (л, р) звуков.

В среднем возрасте:

  • закрепление произношения гласных и согласных звуков;
  • отработка произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков;
  • продолжение работы над дикцией, а также развитие фонематического слуха и интонационной выразительности речи.

В старшем возрасте:

  • совершенствование произношения звуков;
  • выработка отчетливого произношения слов;
  • развитие умения различать и правильно произносить смешиваемые звуки, дифференцировать их;
  • развитие звукового анализа слов;
  • определение места звука в слове;
  • продолжение работы по выработке внятности произношения, умения правильно пользоваться ударениями, паузами, интонациями (выразительность речи), силой голоса, темпом речи.

 

                             Обогащение словарного запаса

 

Задачи лексического развития детей дошкольного возраста:

1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.

2. Закрепление и уточнение словаря: углубление понимания уже известных слов; наполнение их конкретным содержанием на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено; развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

3. Активизация словаря.

4.Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектных, просторечных, / жаргонных)

Содержание словарной работы связано с развитием:

- бытового словаря: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, посуды, мебели, предметов быта, пищи, помещений;

- природоведческого словаря: названия явлений неживой природы, растений, животных;

- обществоведческого словаря: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники и др.);

- эмоционально-оценочной лексики: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный); слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образования синонимов (пришли – приплелись, засмеялись – захихикали), фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых ими явлений (ветхий – очень старый);

- лексики, обозначающей время, пространство, количество. В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), свойств и качеств; слова, выражающие видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и т.д.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.). Освоение таких слов должно опираться на формирование знаний понятийного характера, отражающих существенные признаки предметов и явлений. В грамматическом отношении это слова – существительные, глаголы, прилагательные, наречия.

Направления словарной работы:

- Расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

- Усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

- Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам

Критерии отбора слов для развития словаря детей:

- Коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей.

- Учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы.

- Необходимость слова для усвоения содержания образования, предусмотренного Программой.

- Значимость слова для решения воспитательных задач.

- Частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети.

- Значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений.

- Отнесенность слова к общеупотребительной лексике, его доступность детям по лексическим, фонетическим и грамматическим особенностям.

- Отбор слов, относящихся к разным частям речи (существительные, прилагательные, наречия)

Принципы словарной работы:

- Единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления.

- Решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи.

- Семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определенном контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование).

- Опора на активное и действенное познание окружающего мира.

- Использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности.

- Связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей.

                                    Развитие понимания речи

 

Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Главная функция связной речи - коммуникативная.

Формы связной речи и направления работы по развитию связной речи:

Диалогическая речь - первичная естественная форма языкового общения. Главная особенность диалога - чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Для диалога характерны:

- разговорная лексика и фразеология;

- краткость, недоговоренность, обрывистость;

- простые и сложные бессоюзные предложения;

- кратковременное предварительное обдумывание.

Монологическая речь - связное логическое и последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь также важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место.

Для монолога характерны:

литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Формы обучения связной речи:

Диалогическая: диалог, беседа

Монологическая: рассказ об игрушке, рассказ по картине, рассказ по серии картин, рассказ из личного опыта, пересказ, рассуждения

Методы и приемы обучения связной речи

1. Совместное рассказывание – совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает ее.

2. План рассказа - это 2-3 вопроса, определяющих его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа может сопровождаться коллективным обсуждением.

1. Образец рассказа - это краткое живое описание предмета или изложения какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. 

2. Частичный образец - начало или конец рассказа, разновидность образца рассказа.

3. Анализ образца рассказа  привлечет внимание детей к последовательности или структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

4. Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми.

5. Составление рассказа подгруппами – «командами» - разновидность коллективного составления рассказа.

6. Составление рассказа по частям – также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый рассказчик создает часть текста. Этот прием используется при описании многоэпизодных картинок.

7. Моделирование исполь