Понедельник, 29.04.2024, 02:42
Приветствую Вас, Гость

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового. Однако ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями. В соответствии с ФГОС познавательное развитие включает следующие цели и задачи: формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Развитие познавательных интересов, любознательности и активности

 

Задачи развитие познавательно-исследовательской деятельности:

-Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие.

- Развитие любознательности и познавательной мотивации.

- Формирование познавательных действий, становление сознания.

- Развитие воображения и творческой активности.

-Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствии и др.)

- Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.

- Развитие умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Развитие познавательных действий

Создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов и явлений с применением различных средств. Совершенствовать действия экспериментального характера, направленные на выявление скрытых свойств объектов.

Развивать умение добывать информацию различными способами, учить определять оптимальный способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.

Продолжать развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; ставить цель, составлять соответствующий собственный алгоритм; обнаруживать несоответствие результата и цели; корректировать свою деятельность.

Учить детей самостоятельно составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.

Продолжать развивать навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.

Проектная деятельность

Развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормативную)

В исследовательской проектной деятельности формировать умение уделять внимание анализу эффективности источников информации.

Поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников.

Содействовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера, поддерживать инициативу и самостоятельность в создании идеи и реализации проекта, создавать условия для презентации результата.

В работе над нормативными проектами (нормотворчество) поощрять обсуждение детьми соответствующих этим проектам ситуаций и отрицательных последствий, которые могут возникнуть при нарушении установленных норм.

Помогать детям в символическом отображении ситуации, проживании ее основных смыслов и выражении их в образной форме.

                    Развитие воображения и творческой активности

 

Сенсорное развитие.

Развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сенсомоторные способности.

Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.

Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств.

Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, сочетания цветов и оттенков, различные звуки (музыкальные, природные, звуки улицы и др.).

Побуждать применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, измерение, сравнение по количеству, размеру, весу и т.д.).

Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету).

Закреплять знания детей о хроматических (цвета спектра) и ахроматических (белый, черный и оттенки серого) цветах.

Дидактические игры.

Продолжать учить детей играть в различные настольные игры (лото, мозаика, бирюльки и др.)

Развивать умение организовывать игры, исполнять роль ведущего. Учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.

Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности.

              Формирование математических представлений

 

Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Количество, счет. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.

Знакомить с числами второго десятка.

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда

Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет)

Знакомить с составом чисел в пределах 10.

Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).

Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание

Величина. Формировать у детей первоначальные измерительные умения.

Форма. Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов

(вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

Ориентировка в пространстве. Учить ориентироваться на ограниченной площади располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение

Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.

Ориентировка во времени. Дать детям элементарные представления о времени, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

Учить определять время по часам.

Формирование представлений об окружающем мире: природа, экология, техника и технология

 

Ознакомление с миром природы

- Ознакомление с природой и природными явлениями.

- Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

- Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.

- Формирование элементарных экологических представлений.

- Формирование понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.

- Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Ознакомление с предметным окружением.

  • Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творение человеческой мысли и результаты труда.
  • Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создаёт предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной.
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром  предметов и природным миром.

 

Периоды познавательного развития

Содержание познавательного развития

Источники познавательного развития

3 – 4 года

Накопление информации о ближайшем окружении

Человек:

сам ребенок (собственные наблюдения, манипуляции, игра, обследование сенсорных эталонов);

взрослые (рассказы взрослых, чтение книг);

доступные средства массовой информации (телевизор, Интернет)

4 – 5 лет

Упорядочение информации

Осознанное восприятие взрослого как источника информации и требовательное (критическое) отношение к поступающей от взрослого информации

5 – 6 лет

Накопление информации о «большом» мире

Расширение диапазона источников, обучение детей самостоятельному получению («добыванию») информации из различных источников помимо взрослого

6 – 7 лет

Упорядочение и осознание информаци

 

Формирование представлений об окружающем мире: общество и государство, культура и история

 

Приобщение к социокультурным ценностям.

  • Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
  • Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
  • Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

Социальное окружение. Расширять осведомленность детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), представления об их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.

Продолжать расширять представления о людях разных профессий.

Дать детям представления о человеке труда: ответственность, аккуратность, добросовестность помогают создавать разные материальные и духовные ценности.

Наша планета. Рассказывать детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

Расширять представления дошкольников о своей принадлежности к человеческому сообществу, о детстве ребят в других странах.

Дать представление о многообразии народов мира.

Знакомить с элементами культуры, обычаев, государствами (название, флаг, столица) некоторых народов мира

Показывать на карте, глобусе континенты и страны, заинтересовавшие детей. Поощрять детей к проектно-исследовательской деятельности на темы народов мира.

Воспитывать интерес и уважение к другим народам.

Представление об отечественных традициях и праздниках

Цель: Формировать интерес к истории и культуре России. Создать условия для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа. 

Задачи:

Знакомить детей с народными традициями, праздниками, играми и включать их в детскую жизнь.

Знакомить детей с устным народным творчеством.

Способствовать духовно – нравственному развитию ребёнка, познавательной активности, любознательности.

Развивать устную речь ребёнка, умение образно описать предмет, дать яркую характеристику – воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм.

Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.

Сформировать чувство национального достоинства.

Воспитывать у детей самостоятельность, активность в применении полученных знаний и умений. 

Принципы:

1. Принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен бать с постепенным усложнением.

2. Принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников.

3. Принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быть основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущений детей.

4. Принцип комплексного и интегративного подхода – приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры осуществляется через различные виды деятельности, предлагается использование различных видов и форм взаимодействия с детьми.

5. Принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик.

6. Принцип исторической последовательности обобщающих факторов.

7. Принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.

Подходы в организации работы:

1.       Комплексный, позволяющий в практике приобщения к своим истокам, народной культуре решать задачи разных разделов воспитания: художественно-эстетического, экологического, валеологического, нравственного, трудового и др.

2.       Личностно – ориентированный, предполагающий учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии с поставленными целями и задачами, что даёт им возможность проявить свою активность и индивидуальность.

3.       Деятельностный, позволяющий ребёнку применять полученную информацию в различных видах деятельности: коммуникативной, игровой, музыкальной, познавательной, экспериментальной, двигательной и тд.