Содержание образовательной деятельности определяется программой,по которой работает дошкольное учреждение. Коллективом нашего детского
сада разработана основная образовательная программа ДОУ, с учетом особенностей образовательного учреждения, возрастных особенностей,
образовательных потребностей и запросов воспитанников и их семей. Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ - это
повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с
детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Поддержка инициативы детей
Важнейшим условием успешного формирования инициативности у дошкольников является поддержка детской инициативы во всех видах
деятельности: в игре, в труде, в познании, в обучении. ФГОС ДО выдвигает на первое место полноценное проживание ребенком дошкольного детства,
при котором он становится субъектом образовательных отношений, а детская инициатива ставится во главу угла – и как средство развития личности
Инициатива дошкольников должна поддерживается в различных видах культурных практик – разнообразных, инициируемых взрослым или самим
ребенком, основанных на текущих и перспективных интересах ребенка видах самостоятельной деятельности. Среди культурных практик традиционно
выделяют следующие виды: поисково-исследовательская деятельность, продуктивные виды деятельности, экспериментирование, игра, манипуляция
с предметами, фантазирование, творческая деятельность.
Важными условиями поддержания и развития детской инициативы правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, ее содержательное наполнение, а также грамотная организация совместной практической деятельности взрослых и детей.Поддержка детской инициативы является залогом успешного развития
таких социально-значимых качеств ребенка, как инициативность, самостоятельность и способность брать на себя решение задач.
Существуют четыре основные сферы инициативы:
- творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение,
- инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка,
конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
- коммуникативная инициатива (включенность ребенка во со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
- познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую
Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня. Позиция педагога -
поддерживать и поощрять инициативу ребенка в эмоциональном общении (всегда откликаться на стремление малыша получить доброжелательное
внимание, поддержку, ласку). Поощрять инициативные и самостоятельные действия детей. https://disk.yandex.ru/i/zbDUO1A_-U1r2Q
Игра
В образовательном процессе ДОУ используется развивающий потенциал игры как ведущего вида деятельности ребенка дошкольного возраста.
Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции. https://disk.yandex.ru/i/Rl3dbw9Rf9bQqg
Проектно-тематическая деятельность
Проектная-тематическая деятельность – это целенаправленная деятельность, с определенной целью, по определенному плану для решения
поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Именно проектная деятельность поможет связать
процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет
объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить
себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Задачи проектной деятельности ДОУ:
- Развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормативную)
- Формировать в исследовательской проектной деятельности умение уделять внимание анализу эффективности источников информации.
- Поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников.
- Содействовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера, поддерживать инициативу и самостоятельность в создании идеи и реализации проекта, создавать условия для презентации результата.
- Поощрять в работе над нормативными проектами (нормотворчество) обсуждение детьми соответствующих этим проектам ситуаций и отрицательных последствий, которые могут возникнуть при нарушении установленных норм.
-Помогать детям в символическом отображении ситуации, проживании ее основных смыслов и выражении их в образной форме.
Исследовательская деятельность и экспериментирование
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. https://disk.yandex.ru/i/xLB2-rUe6fUpWA
Строительство и конструирование
Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
При правильно организованной деятельности дети приобретают:
- конструктивно-технические умения: сооружать отдельные предметы из строительного материала;
- делать из бумаги различные поделки;
- обобщенные умения: целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.
мм
Использование информационных технологий
В педагогическом процессе широко используются современные технические средства обучения и информационно-коммуникационные технологии. В учреждении проведен Интернет. К сети подключено рабочее место заведующего. Функционируют необходимые для жизнедеятельности образовательного учреждения сайты, налажен электронный документооборот и настроено программное обеспечение для дистанционной работы. Сеть активно используется работниками ДОУ в целях обмена опыта.
Имеется ноутбук, принтер, телевизор, DVD-плеер, музыкальный центр.
Кроме того в МБДОУ имеется следующая техника:
- мультимедийные проектор;
- экран для проекционного оборудования;
- стационарный компьютер;
- ноутбук;
- принтеры формата А-4.
Использование информационных технологий
В педагогическом процессе широко используются современные технические средства обучения и информационно-коммуникационные технологии. В учреждении проведен Интернет. К сети подключено рабочее место заведующего. Функционируют необходимые для жизнедеятельности образовательного учреждения сайты, налажен электронный документооборот и настроено программное обеспечение для дистанционной работы. Сеть активно используется работниками ДОУ в целях обмена опыта.
Имеется ноутбук, принтер, телевизор, DVD-плеер, музыкальный центр.
Кроме того в МДОУ имеется следующая техника:
- мультимедийные проектор;
- экран для проекционного оборудования;
- стационарный компьютер;
- ноутбук;
- принтер формата А-4.
Структура образовательного процесса
День условно делится на три блока:
1) Утренний блок с 7.30 до 9.00 включает в себя:
- Взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы
- Самостоятельная деятельность детей
- Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов
2) Дневной блок с 9.00-11.30 представляет собой образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной), организованное обучение в форме игр-занятий
3) Вечерний блок с 15.30-16.30 включает в себя:
- самостоятельную деятельность детей
-образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов
- взаимодействие с семьями воспитанников по реализации Программы
Индивидуализация образовательного процесса
Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов, учитывает личный вклад ребенка в процесс обучения, развития и саморазвития. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития.
Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности. Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка, поскольку чем более индивидуально воспитатель подходит к каждому ребенку, тем более эффективна его работа. Изменение образовательной деятельности возможно при совершенствовании условий жизнедеятельности детей в ДОУ, предусматривающих открытое предметно-развивающее пространство или пространство детско-взрослого сообщества. https://disk.yandex.ru/i/OO9ilLgblF2jXw